Подписка на рассылку x
Авторизация x
Зарегистрироваться
Кулинарная социальная сеть

Пасха

Есть много праздников, которые любят встречать россияне. Но одним из главных является весенний праздник- Пасха. Это светлый и добрый праздник несёт с собой веру, надежду и любовь.

Воскресение день, просветимся торжеством!

Первый и самый великий праздник в новозаветной церкви, это празднование Пасхи или Воскресения Христова. "Что такое Пасха?" - спросила молодая женщина у иеромонаха. Он остановился, пристально посмотрел на неё и задумался. А потом сказал: "Это очень трудно объяснить. У меня есть друг, ему за семьдесят. Так вот он недавно сказал, что год за годом понемногу стал приближаться к пониманию того, что такое Пасха. Но даётся это трудно."
Поражённая таким ответом, женщина стояла и с недоумением смотрела на батюшку. Весенний ветер развевал его мантию, а взгляд его был устремлён далеко-далеко. "Вам больше всего в жизни желаю приблизиться к пониманию того, что такое Пасха," - сказал он и пошёл дальше. Пасха! Как же произошло это событие? В глубокое утро третьего дня по смерти Христовой произошло великое землетрясение, и Господь расторг врата адовы и Своим божественным всемогуществом воскресил Своё человечество и положил основание нашему воскресению. Сошёл с неба ангел и возвестил людям о воскресении Господа. Вид его был, как молния, одеяние бело, как снег. Отвалив камень, он открыл свободный доступ ко гробу мироносицам и апостолам. Утром рано, когда было ещё темно, спешили благочестивые женщины ко гробу, чтобы помазать миром тело Спасителя. Одна из них, особенно любящая и благодарная, Мария Магдалина, первая приходит к пещере и видит: камень взят от гроба. Подавленная тяжкой мыслью: где же Господь, - она устремляется к апостолам Петру и Иоанну. "Унесли Господа", - сказала им. Те пошли осмотреть пещеру и нашли только одежду Его и не знали, что это значило. Прочие же мироносицы, пришедшие ко гробу вскоре после Марии Магдалины и бывшие ранее этих апостолов, входят во гробу и слышат от ангела: "Что вы ищите живого между мёртвыми? Его здесь нет, Он воскрес. Вот место, где Он был положен. Идите скорее, скажите ученикам Его и Петру, что Он воскрес из мёртвых и предваряет вас в Галилее; там Его увидите"(Мф.28,1-7). Через несколько времени опять подошла ко гробу Магдалина и горько заплакала. Вот свет некий мелькнул в пещере: она видит двух ангулов, в белом облачении сидящих: одного у главы и другого у ног, где лежало тело Иисуса. Они сказали ей: "Жено! Что плачешь?" - "Унесли Господа моего, и не знаю, где положили Его!". В это время она оглянулась назад и увидела Иисуса, но не узнала Его и приняла за садовника. Господь говорит ей: "Жено! Что плачешь, кого ищешь?" Мария сказала:"Господин! Если ты взял Его, скажи мне: где положил Его и я возьму Его". - "Мария!" - сказал ей воскресший Христос. По этому слову Мария узнала Господина, бросилась к ногам Его со словом: "Раввуни!". - "Не прикосайся ко Мне, - сказал ей Господь, - а иди к братии Моей и скажи им: восхожу ко Отцу Моему и Отцу вашему и Богу Моему и Богу вашему."
Такова евангельская история о Воскресении Иисуса Христа.
Пасха есть день радости христианской.
Христос воскрес из мёртвых, Смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.
Для жизни созданы мы, и будем жить в этих же самых наших телах: будем жить вечно. Какая радость и какое утешение в этих словах для нас, смертных! Чего же нам, после этого, бояться смерти? Преемственность дня и ночи, ежегодное обновление природы весной, - всё это создано для того, чтобы наглядно и живо представить нам наше будущее воскресение.

Великий пост, предшествовавший Пасхе, круто менял образ жизни городов и весей. В течение всей первой недели поста запрещались всякие развлечения, театральные представления и музыка. Из общественных мест функционировали только бани. "Кругом, - вспоминает современник, - делалось тише, скромней, даже говорили и смеялись на улицах не так громко, и не было видно пьяных. А дома за столом - капуста кочанная с маслом, суп грибной... и уже нет мяса и в помине. Утром за чаем - сахар постный разноцветными кубиками, изюм, в корзинке румяные из теста жаворонки с черными глазами из коринки. И еще хлебные кресты. Это все предвещало разлуку с долгой, суровой зимой". Канун самой строгой последней недели поста - Страстной, когда в воздухе уже чувствовалось весеннее обновление, - приходится на Вербное Воскресенье, праздник Входа Господня в Иерусалим. В православных храмах во время литургии происходило освящение веточек вербы - напоминание о пальмовых ветках, которыми устилали путь Спасителя в столицу Иудеи. В Москве на Красной площади открывался громадный рынок, прозванный "Вербой". Здесь в ларьках и палатках продавали всякую всячину - глиняную посуду пасхальные игрушки, образа, бумажные цветы и вербу. Ею, вишнево-пушистой, с золотистыми вербешками, полны были и сани подмосковных крестьян. Каждый стремился приобрести несколько веточек, чтобы дома положить за образа до следующей "Вербы". Площадь была полна народа: одни что-то покупали, другие только гуляли и, что называется, глазели. В праздничной толпе - смех, шутки, балагурство. Высоко в воздухе, над головами гуляющих, летали большие связки разноцветных воздушных шаров, их охотно покупали для детей, а иногда забавы ради отпускали под облака. Красивое зрелище взмывающих вверх шаров привлекало внимание, многие потом недосчитывались своих кошельков, часов и бумажников. Ближе к праздничному дню начинались хозяйственные хлопоты. Магазины наполнялись товарами, в бесчисленные лавки свозились сотни свиных окороков, битых индеек, гусей, цыплят; в подвалах еле успевали опорожнять винные бочки; в торговых оранжереях была давка от покупателей, цветущие махровые сирени, гиацинты и ландыши дня за два до праздника в изобилии разносились в корзинах по Москве, дразня внимание тех, у кого не хватило денег на такие покупки и подношения. Люди убирали дворы, скребли и чистили дом, ходили в баню, закупали провизию, заготавливали пышные куличи и творожные пасхи и, конечно же, красили яйца. Для крашения яиц применяли фуксин, луковую шелуху яркие обрезки шелка. При этом пасхальные яйца в разных местностях отличались своеобразием рисунка. На одной из этнографических выставок прошлого века было представлено около 800 расписных яиц из разных мест России! Крашеные яйца в корзинах ставили обычно в столовой на окошке и "христосовались" со всеми домочадцами и гостями, приговаривая: "Пусть ваша жизнь будет кругла, как яичко" (т.е. без сучка и задоринки). И даже в витринах магазинов, детям на радость, появились карусели с яичками и тихо кружились, мелькая то пунцовым светом, то зеленым, то белым атласным... В витринах же булочных и пекарен красовались куличи. И таблички: "Принимаются заказы на пасхи и греческие бабы". Но как ни хорош был кулич от Филиппо-Мрикосова, в церковь несли освящать только собственного приготовления, ведь Москва - и дворянская, и купеческая и ремесленная - исстари любила не купленное и угостить не купленным. Поэтому в праздники для хозяек наступала страда - надо было испечь куличи, приготовить пасхи из творога, масла и сметаны на всю семью, которая порой состояла из двух десятков человек. А еще "парадная" пасха для гостей, пасха для слуг, для бедных родственников. Да и "священные" пасху и кулич надо было приготовить таких размеров, чтобы каждому домочадцу хватило по кусочку на каждый день в течение всей Светлой седмицы, т.е. пасхальной недели. Задача не только кулинарная, но и математически сложная! Кроме "священной" готовилось еще много других пасх "для еды" по разным рецептам: вареные и невареные, сметанные и творожные, шоколадные и фисташковые. Не менее вкусны были и куличи, которые тоже делались солидных размеров. "На пуховых подушках, чтобы не проваливались, - вспоминает современник, - лежат огромные куличи, прикрытые розовой кисейкой, остывают. Пахнет от них сладким теплом душистым". А как весело было ходить в пасхальную неделю по гостям - "пасху сливочную пробовали у дьячка со всякими цукатами, потом у псаломщика кулич ели... у Домны Парфеновны полон стол пасхальный... У ней шоколадную пасху пробовали и фисташковую и бабу греческую - ну закормила..."

 

Фото: © Depositphotos.com

Интересно почитать
ПАСХАЛЬНЫЕ РЕЦЕПТЫ ОТ COOK-MASTER.RU

Что и говорить, Пасха - праздник для души и тела. Утром обязателен поход в храм или церковь, а когда семья возвращается со всенощной, стол уже должен быть накрыт и заставлен всевозможными блюдами для разговления. Так как праздник весенний, радостный и светлый, то и убранство пасхального стола должно быть выдержанно в легких, светлых тонах. На столе должна быть обязательно чистая, светлая скатерть, в тон ей салфетки и посуда. Все должно быть гармонично и радовать и глаз и душу.

Не забудьте в центр стола поставить букет живых цветов. Пусть это будут гиацинты. Ведь запах этих цветов вместе с ароматом кулича создает неповторимый пасхальный дух, который будет символом наступившего праздника.

Также в центр стола хорошо поставить блюдо с молодой зеленью, в которую уложить пасхальные яйца. Я, например, вместо такого блюда готовлю пасхальный венок или пасхальную корзину. Выпечка этих изделий занимает мало времени, зато удовольствия доставляет не только взрослым, но и детишкам. Украсить такую корзину можно с помощью игрушек в виде цыплят или цветами, на которые можно приделать игрушки в виде бабочек. Затем на стол следует выложить пышный кулич. Можно также поставить поднос с пасхальным печеньем, коврижками и горячими булочками. Рядом с этим кондитерским великолепием устанавливают блюдо с пасхой.

И конечно выставляют в этот день на стол множество холодных закусок, так как горячие закуски подавать не принято. Чего здесь только нет: и молочный поросенок, и буженина, и запеченная птица, и различные колбасы, гарнированные специальными овощными блюдами, и другие лакомства, - в общем все то, на что способна хозяйка дома.

На пасхальный стол выставляли также различные напитки: настойки, наливки, самогон, - в общем все, чем богат дом. Наравне с этими напитками можно подавать чай, кофе, какао, а к ним - подогретые сливки и молоко.

Закончить свой рассказ я хочу описанием пасхального польского стола, от которого текут слюньки: 'Стояло четыре преогромных кабана, то есть столько, сколько было времен года, каждый кабан был начинен свининой, то есть ветчиной, колбасой, поросятами. Кухмистер проявил величайшее искусство, запекая целиком этих кабанов. Парами стояли двенадцать оленей, тоже запеченных целиком, с золотистыми рогами, но для вкуса они были начинены разной дичью, то есть зайцами, тетеревами, дрофами, белыми куропатками. Олени символизировали двенадцать месяцев. Вокруг саженных размеров изделия из теста, столько, сколько недель в году, то есть пятьдесят два, превосходная сладкая сдоба, мазуры, жмудские пироги, и все украшено заморскими фруктами. Кроме того, было 365 бабок, то есть столько, сколько дней в году. Каждая была украшена искусным узорчатым орнаментом и надписями, так что некоторые только читали, а не ели. Что же до напитков, то было четыре кубка, соответствующие четырем временам года, наполненные вином еще со времен короля Стефана. Парами стояло 12 серебряных кувшинов с вином времен короля Сигизмунда - эти кувшины символизировали 12 месяцев. Парами стояло 52 бочонка, тоже серебряных, соответственно 52 неделям, и наполнены они были кипрским, испанским и итальянским вином. А далее 365 бутылей с венгерским вином, то есть столько, сколько дней в году. А для дворовых 8700 кварт меда, ровно столько, сколько часов в году'. Осталось немало описаний подобных магнатских приемов, и завтрак у князя Сапеги был отнюдь не самым пышным. Ельнова Оксана


На заметку

Французы ставят на стол омлет с беконом или колбасой. За ним следует мясное блюдо - косуля или ягненок, но может быть и свинина. В Меце подают, например, поросенка, приготовленного на гриле. Сохранился рецепт пасхального барашка ('паскалина'), приписываемый Талейрану. Бараньи головы фаршируют печенью, беконом и травами и слегка обжаривают в масле. Затем выкладывают их на круглое блюдо вместе с бараньими ногами, отваренными в белом бульоне, и бараньими зобными железами, обжаренными в беконе, с крокетами из языков и мозгов и крутонами. Блюдо покрывают соусом велюте с репчатым луком. Другой рецепт паскалина приводит в своем 'Кулинарном словаре' Александр Дюма. Шестимесячного ягненка фаршируют молотой бараниной, вареными желтками, сухарями и рубленой зеленью, приправляют смесью из четырех специй - молотого белого перца, мускатного ореха, имбиря и корицы. Заправленную тушку обкладывают беконом и запекают. Подают паскалина под зеленым соусом, либо с рагу из трюфелей.

В Польше в пасхальное воскресенье на столе появляются холодные мясные закуски и колбасные изделия, среди них - знаменитая белая колбаса из свинины, приправленной солью, перцем, мускатным орехом, чесноком и майораном. К ней обычно подают хрен со свеклой. Это блюдо называется 'цьвикла'.

Праздничное застолье, конечно, не обходится без домашней выпечки и сладостей. В Германии тесто для пирога замешивают на молоке и яйцах, добавляют изюм, заплетают косичкой и выпекают в продолговатых формах. В Австрии пекут пасхальную буханку - большой круглый каравай, на котором сверху изображен крест или ягненок. Любят австрийцы и вейхкюхен - освященный кекс из муки, растительного масла, молока, сливочного масла.

Испанцы готовят торрихас, а попросту- гренки. Ломтики булки окунают в яично-молочную смесь, обжаривают, посыпают сахаром или поливают медом и едят на завтрак с кофе. В Каталонии, кроме того, пекут традиционный торт - 'Ла Мона'. Излюбленное пасхальное лакомство андалузцев - жареные пончики с лимонной цедрой и апельсиновыми цукатами. К ним непременно подают бокал сладкого хереса. А в Мадриде самый популярный десерт - миндальные рулетики пестиньос.

Итальянский праздничный стол немыслим без традиционного сладкого хлеба с орехами и фруктами, политого ликером. В Милане и Павии выпекают особый пирог - пасхальную голубку - из двух сортов теста, соединенных в форме голубки и посыпанных сахаром и миндалем. По преданию, в VI веке завоеватель Северной Италии король Альбине безуспешно добивался расположения одной из местных красавиц. Чтобы откупиться от поклонника, девушка угостила его этим изумительным пирогом.

Многообразие пасхальных угощений, изобретенных французскими кондитерами, не поддается описанию. Вот лишь некоторые из них. Лионский домашний пирог из слоеного теста с корицей, джемом и сливами, кекс из теста для хлеба, со сливочным маслом и яйцами, с добавлением сахара и померанцевой воды, который вам предложат отведать в Вандее. На Корсике - бисквит в виде корзиночки с горсткой яиц, выкрашенных в красный цвет, в Турени - пряники в форме лошадок, в Савойе - чудесные гренки, на юго-западе Франции - корону из теста для бриошей с засахаренными фруктами, в Провансе - торт из миндаля и засахаренных дыни и апельсинов, смешанных с померанцевой водой и сиропом и покрытых королевской глазурью.

Пасху празднуют и правоверные иудеи. Правда, у них этот день символизирует исход иудейских рабов из египетского плена, превративший евреев в единый народ. На еврейскую Пасху (Песах) подают специальный плоский хрустящий хлеб - мацу. Квасное в эти дни есть запрещено. Вся выпечка готовится на основе взбитых яиц. В первый праздничный вечер устраивают традиционную трапезу - седер. На стол ставят вино, свечи, тарелку с мацой и блюдо для седера, в которое выкладывают горькие травы - как напоминание о горечи рабства. В начале застолья вареные яйца обмакивают в соленую воду - символ слез иудеев. В эту воду также опускают свежую зелень: петрушку, латук, сельдерей - знак весны и возрождения. На блюдо кладут опаленное куриное горлышко - в память о пасхальной жертве, которую обжаривали на огне. Затем идет харосет - смесь сладких фруктов и орехов. Кроме того, на Песах готовят миндальный бисквит и плаву, кунжутную халву, фаршированную рыбу, тунца с зеленым горошком, запеканку из порея, шпината и цуккини, тропический салат из красных и оранжевых фруктов, хрен со свеклой.