Подписка на рассылку x
Авторизация x
Зарегистрироваться
Кулинарная социальная сеть

Обряды и обычаи, связанные с хлебом


Когда пожилых людей спрашиваешь про обычаи, связанные с хлебом, они рассказывают о древнем крестьянском знаке счастья - кресте, который позднее стал символом христианства. Знак ромба, трижды повторенный, был символом роста и размножения. Наши пращуры вырезали его на дереве и на камне, рисовали на дверях и воротах, рукой делали соответствующий жест, в частности над хлебом. В христианстве крестное знамение стало символом смерти на кресте и спасения (искупления), то есть приобрело новый смысл. Перед выпечкой крестьянка трижды осеняла подошедшее тесто крестом; когда сажала хлебы в печь, крестила так же три раза первый и последний караваи или выдавливала на них пальцами три ямки - символ святой Троицы. Когда начинали резать свежий каравай, крестьянин, обязанностью которого это было, единожды или трижды крестил хлеб специальным хлебным ножом.

В одной немецкой книге 1929 года издания рассказывается: "Выпечка обычно бывала по вторникам и пятницам, четверга по возможности избегали, так как считали, что иначе случится несчастье со скотиной или в саду заведется крот, особенно тогда, когда выпечка выпадет на четверг более трех раз в году. Закваску вечером три раза крестили и читали над ней какой-нибудь стих из Библии. Сажая первый каравай в печь, выдавливали в тесте три ямки, большим, указательным и средним пальцами, говоря при этом: "Пекись с Богом!" Первый каравай новой выпечки клали на стол, перевернув "вверх дном". Если гостей угощали открытым пирогом с начинкой, то от первого куска отрезали маленькую часть с краю.
Ценность хлеба, заботы о котором весь год держат в напряжении крестьян и требуют неустанных трудов, отражена в немецкой пословице: "Каждый выброшенный кусок хлеба восемь раз вопиет к небу (к Богу)".

Изречения, связанные с хлебом

Пшеница цветет - значит, дела идут хорошо.
Кто-то меряет зерно своим четвериком или сыплет зерно на собственную мельницу - значит, он делает все лишь для собственной выгоды.
Если говорят: "Не маши помелом в печи!" - значит, не советуют делать что-то поспешно и кое-как.
Кто "не так выпечен" - значит, он немного не в своем уме.
Многие везде находят свой хлеб. А тому, кто ленив и не достигает успехов в своем деле, говорят: "Хочешь есть калачи - не лежи на печи".
То, что быстро раскупается, исчезает, как теплые булочки.
Кому-то советуют жить экономнее, а для этого повыше подвешивать корзинку с хлебом.
Кто-то в сердцах желает другому "Не едать тебе хлеба с маслом!".
Зато если кто-то умеет постоять за себя, о нем говорят, что он не отдаст никому масла со своего хлеба.
Ну, а бедняк не может позволить себе хлеба с маслом.
Человек, скопивший деньги ценой больших лишений, "отрывал хлеб ото рта".
Если у вас случился удачный заработок, значит, вы получили на хлеб с маслом.
Счастливчик всегда падает на смазанный маслом бок.
Один ест чужой хлеб, другой довольствуется крохами с господского стола.
Тем, кто колеблется в выборе жениха или невесты, говорят: "От хлеба хлеба не ищут" или "Каравай не по рылу".

Пословицы и поговорки

Что посеешь, то и пожнешь.
Кто сеет ветер, пожнет бурю.
Отделять плевелы от зерен.
Кто первый пришел, тот первый смолол.
Калач приестся, а хлеб - никогда.
Голодной куме хлеб на уме.
Чужой ломоть лаком.
Сухой хлеб полезен для всех.

Этимология некоторых слов

Слово "каравай" более древнее, чем "хлеб" и означает "пресный хлеб", который выпекали в круглых формах. У англосаксов хозяйку дома называли "hlaefdige" (та, которая месит хлебы), а хозяина -"hlaeford" (хранитель хлеба). Отсюда "леди" и "лорд", то есть "хозяйка" и "хозяин".

Немецкое слово "Brot" (хлеб) происходит от "brodeln" и "бrаnеn" (бродить, варить) и связано с брожением кислого теста. Слово "Hefe" (дрожжи) произошло от "heeheen" (поднимать); "Kuchen" (пирог) - от латинского слова "coquets" (готовить пищу). От латинского же слова "placenta" ведет свое происхождение немецкое слово "Blootz" (пирог). От слова "simila" (no-латыни так называется мука тонкого помола) произошло немецкое "Semmel" (булочка). "Wecken" (сайка) первоначально выпекалась в форме ромба или клина; название это восходит к древненемецкому слову "wecki" (клин). Слово "Brezel" (крендель) происходит, по-видимому, от латинского "brackium" (рука).

С давних пор кладка и использование хлебопекарных печей производились согласно предписаниям и распоряжениям пожарной охраны. Примерно к 1220 г. относится старейшее на территории Германии собрание правовых норм "Заксеншпигель", в котором говорится, что хлебопекарные печи должны отстоять от соседних земельных участков на 3 фута. Кроме того, в этом документе записано: "Каждый должен оградить свою хлебопекарную печь и свой кузнечный горн так, чтобы искры не летели на двор соседа и не причинили ему вреда".

Деревенские уложения в Гогенлоэ, установленные между 1500 и 1700 гг. содержали множество запретов в отношении хлебопекарных печей и выпечки хлеба. Так, например в общине Дерцбах в 1535 г. было предписано: "Печи для выпекания хлеба следует ставить вне домов и без ущерба для соседей. Нельзя крыть пекарни соломой или досками, можно только черепицей". Во многих деревнях запрещалось топить печи в пекарнях утром до рассвета и вечером. Не разрешалось складывать возле печи дрова для хранения.

Предписывалось постоянно держать рядом с печью ведро с водой и "под угрозой наказания" запрещалось в день выпечки до полудня выходить из дома и оставлять печь без присмотра. Все жители деревни обязаны были присутствовать на собрании общины, но, если "кто-то дома в это время месил тесто", он не подвергался наказанию за отсутствие на сходе. Многие указы и распоряжения строго регламентировали сушку льна и предусматривали наказания и большие штрафы за несоблюдение правил. После уборки лен обычно расстилали и оставляли на некоторое время на лугу или на сжатом поле, чтобы волокно легче отделялось от стебля. После этого его нужно было сушить в специальной льносушилке. Если в деревне ее не было, сушку проводили в хлебопекарных печах, которые тщательно выметали, чтобы не осталось даже самого маленького уголька, способного воспламенить всю партию льна. Во многих общинах под угрозой штрафа запрещалось сушить лен в печах, находящихся в жилых домах, а в отдельно стоящих пекарнях разрешали сушку льна только в определенное время дня. Большое количество таких предписаний свидетельствует о высокой пожароопасности, исходившей от хлебопекарных печей, и о том, насколько серьезно к ней относились. В случае пожара последствия были очень тяжелыми для крестьянского подворья, для соседних домов и для всей деревни. Сообщалось, например, что в одной общине возник при сушке льна пожар, в результате которого дотла сгорели 26 жилых домов за четверть часа!


Все материалы (включая фотографии посетителей), находящиеся на сайте сook master не могут быть использованы без письменного разрешения ООО "Кулина.ру".
(c) 2000-2016

Рейтинг@Mail.ru

блюда к новому году