Обряды и обычаи, связанные с хлебомКогда пожилых людей спрашиваешь про обычаи, связанные с хлебом, они рассказывают о древнем крестьянском знаке счастья - кресте, который позднее стал символом христианства. Знак ромба, трижды повторенный, был символом роста и размножения. Наши пращуры вырезали его на дереве и на камне, рисовали на дверях и воротах, рукой делали соответствующий жест, в частности над хлебом. В христианстве крестное знамение стало символом смерти на кресте и спасения (искупления), то есть приобрело новый смысл. Перед выпечкой крестьянка трижды осеняла подошедшее тесто крестом; когда сажала хлебы в печь, крестила так же три раза первый и последний караваи или выдавливала на них пальцами три ямки - символ святой Троицы. Когда начинали резать свежий каравай, крестьянин, обязанностью которого это было, единожды или трижды крестил хлеб специальным хлебным ножом. В одной немецкой книге 1929 года издания рассказывается: "Выпечка обычно бывала по вторникам и пятницам, четверга по возможности избегали, так как считали, что иначе случится несчастье со скотиной или в саду заведется крот, особенно тогда, когда выпечка выпадет на четверг более трех раз в году. Закваску вечером три раза крестили и читали над ней какой-нибудь стих из Библии. Сажая первый каравай в печь, выдавливали в тесте три ямки, большим, указательным и средним пальцами, говоря при этом: "Пекись с Богом!" Первый каравай новой выпечки клали на стол, перевернув "вверх дном". Если гостей угощали открытым пирогом с начинкой, то от первого куска отрезали маленькую часть с краю. Ценность хлеба, заботы о котором весь год держат в напряжении крестьян и требуют неустанных трудов, отражена в немецкой пословице: "Каждый выброшенный кусок хлеба восемь раз вопиет к небу (к Богу)". Изречения, связанные с хлебом Пшеница цветет - значит, дела идут хорошо. Кто-то меряет зерно своим четвериком или сыплет зерно на собственную мельницу - значит, он делает все лишь для собственной выгоды. Если говорят: "Не маши помелом в печи!" - значит, не советуют делать что-то поспешно и кое-как. Кто "не так выпечен" - значит, он немного не в своем уме. Многие везде находят свой хлеб. А тому, кто ленив и не достигает успехов в своем деле, говорят: "Хочешь есть калачи - не лежи на печи". То, что быстро раскупается, исчезает, как теплые булочки. Кому-то советуют жить экономнее, а для этого повыше подвешивать корзинку с хлебом. Кто-то в сердцах желает другому "Не едать тебе хлеба с маслом!". Зато если кто-то умеет постоять за себя, о нем говорят, что он не отдаст никому масла со своего хлеба. Ну, а бедняк не может позволить себе хлеба с маслом. Человек, скопивший деньги ценой больших лишений, "отрывал хлеб ото рта". Если у вас случился удачный заработок, значит, вы получили на хлеб с маслом. Счастливчик всегда падает на смазанный маслом бок. Один ест чужой хлеб, другой довольствуется крохами с господского стола. Тем, кто колеблется в выборе жениха или невесты, говорят: "От хлеба хлеба не ищут" или "Каравай не по рылу". Пословицы и поговорки Что посеешь, то и пожнешь. Кто сеет ветер, пожнет бурю. Отделять плевелы от зерен. Кто первый пришел, тот первый смолол. Калач приестся, а хлеб - никогда. Голодной куме хлеб на уме. Чужой ломоть лаком. Сухой хлеб полезен для всех. Этимология некоторых слов Слово "каравай" более древнее, чем "хлеб" и означает "пресный хлеб", который выпекали в круглых формах. У англосаксов хозяйку дома называли "hlaefdige" (та, которая месит хлебы), а хозяина -"hlaeford" (хранитель хлеба). Отсюда "леди" и "лорд", то есть "хозяйка" и "хозяин". Немецкое слово "Brot" (хлеб) происходит от "brodeln" и "бrаnеn" (бродить, варить) и связано с брожением кислого теста. Слово "Hefe" (дрожжи) произошло от "heeheen" (поднимать); "Kuchen" (пирог) - от латинского слова "coquets" (готовить пищу). От латинского же слова "placenta" ведет свое происхождение немецкое слово "Blootz" (пирог). От слова "simila" (no-латыни так называется мука тонкого помола) произошло немецкое "Semmel" (булочка). "Wecken" (сайка) первоначально выпекалась в форме ромба или клина; название это восходит к древненемецкому слову "wecki" (клин). Слово "Brezel" (крендель) происходит, по-видимому, от латинского "brackium" (рука). С давних пор кладка и использование хлебопекарных печей производились согласно предписаниям и распоряжениям пожарной охраны. Примерно к 1220 г. относится старейшее на территории Германии собрание правовых норм "Заксеншпигель", в котором говорится, что хлебопекарные печи должны отстоять от соседних земельных участков на 3 фута. Кроме того, в этом документе записано: "Каждый должен оградить свою хлебопекарную печь и свой кузнечный горн так, чтобы искры не летели на двор соседа и не причинили ему вреда". Деревенские уложения в Гогенлоэ, установленные между 1500 и 1700 гг. содержали множество запретов в отношении хлебопекарных печей и выпечки хлеба. Так, например в общине Дерцбах в 1535 г. было предписано: "Печи для выпекания хлеба следует ставить вне домов и без ущерба для соседей. Нельзя крыть пекарни соломой или досками, можно только черепицей". Во многих деревнях запрещалось топить печи в пекарнях утром до рассвета и вечером. Не разрешалось складывать возле печи дрова для хранения. Предписывалось постоянно держать рядом с печью ведро с водой и "под угрозой наказания" запрещалось в день выпечки до полудня выходить из дома и оставлять печь без присмотра. Все жители деревни обязаны были присутствовать на собрании общины, но, если "кто-то дома в это время месил тесто", он не подвергался наказанию за отсутствие на сходе. Многие указы и распоряжения строго регламентировали сушку льна и предусматривали наказания и большие штрафы за несоблюдение правил. После уборки лен обычно расстилали и оставляли на некоторое время на лугу или на сжатом поле, чтобы волокно легче отделялось от стебля. После этого его нужно было сушить в специальной льносушилке. Если в деревне ее не было, сушку проводили в хлебопекарных печах, которые тщательно выметали, чтобы не осталось даже самого маленького уголька, способного воспламенить всю партию льна. Во многих общинах под угрозой штрафа запрещалось сушить лен в печах, находящихся в жилых домах, а в отдельно стоящих пекарнях разрешали сушку льна только в определенное время дня. Большое количество таких предписаний свидетельствует о высокой пожароопасности, исходившей от хлебопекарных печей, и о том, насколько серьезно к ней относились. В случае пожара последствия были очень тяжелыми для крестьянского подворья, для соседних домов и для всей деревни. Сообщалось, например, что в одной общине возник при сушке льна пожар, в результате которого дотла сгорели 26 жилых домов за четверть часа! |
Новые рецепты
|