Подписка на рассылку x
Авторизация x
Зарегистрироваться
Кулинарная социальная сеть

Как появилось Жигулевское

Обедневший австрийский дворянин Филипп фон-Вакано имел в России небольшой пивзавод и особого успеха в бизнесе не достиг, только и хватало на жизнь. Удачливей оказался его сын. В 1879 году самарская Городская Дума отдала в 99-летнюю аренду австрийцу Альфреду фон-Вакано участок земли под устройство пивоваренного завода. Выбор места был не случаен. В губернии в достатке выращивался ячмень, а речной транспорт для доставки сырья и продукции был самым дешевым. В 1880 году Вакано развернул строительство, объединив капиталы с фирмой М. Фабера. И уже 11 февраля 1881 года началось производство пива. В этот год было выработано 75 тысяч ведер пива. Но производство постоянно расширялось, механизировалось.

Впоследствии завод стал одним из самых современных в отрасли. Сюда нередко приезжали чиновники из Петербурга, устраивали экскурсии и эксперименты. Когда на улицах города еще не было электричества, на заводе работала электростанция. На заводской территории была устроена железная дорога в 1100 саженей.

Для доставки пива завод располагал 80 лошадями и повозками, имел два буксирных парохода, один колесный, 10 барж, фирменные вагоны-ледники. Но несмотря на механизацию многих производств и даже частичную автоматизацию, труд на предприятии был тяжелым, рабочие трудились в три смены. Все выступления рабочих немедленно подавлялись, а в 1914 году все бастовавшие рабочие были уволены.

Пивные склады "Товарищества Жигулевского пивоваренного завода А. Вакано и К°" находились в 59 городах Поволжья, Урала, Средней Азии, Сибири. Доставлялось пиво и в Персию, был построен завод в Баку. Пиво Вакано из-за его доступности пили бедные слон населения. Самым массовым было Венское пиво. По выходным дням около завода выставляли бочку пива, бесплатно поили им и в церковные праздники. Вакано стремился контролировать розничную торговлю пивом, находясь в острой конкуренции с другими предпринимателями. Он был известен в городе как лидер движения против трезвости и особенно боролся с ярым противником пьянства М. Д. Челышевым.

Жил Вакано в роскошном доме на территории завода. Его имя было внесено в книгу "300-летие царствования Дома Романовых": "Товарищество пивоваренного завода основано А. Ф. фон Вакано и М. М. Фабер по последнему слову техники и науки. Пиво получало многочисленные награды на Всероссийских и Всемирных выставках...". В 1906 году завод произвел 1 миллион 950 тысяч ведер пива и по производительности уступал лишь Трехгорному в Москве и Калинкинскому и Дурдина в Петербурге. На заводе работали 410 человек.

К 1913 году завод произвел уже 3,4 миллиона ведер пива, став третьим крупнейшим пивзаводом России. Первая мировая война нанесла большой урон Предприятию Вакано. В 1914 году М. Челышев и его сторонники добились в Самаре, а затем по всей России при поддержке Николая II введения сухого закона. В корпусах завода разместили лазарет, наладили выпуск гранат.

В 1915 году Губернское жандармское управление завело дело "По исследованию политической благонадежности бывшего австрийского консула, русского подданного Владимира Альфредовича фон-Вакано", сына основателя завода. После революции часть семьи Вакано уехала в Австрию, Альфред Вакано умер в Вене в 1934 году. Его сын Владимир остался при заводе. В 19IS году его арестовали. Потом он уехал в Коканду, где пытался открыть пивоваренное дело, для чего скупил все запасы льда. Это было расценено как вредительство, и пивовара снова посадили в тюрьму, где его покалечили уголовники. После освобождения он жил в Коканде и умер в 20-х годах.

Второй сын Лотар по приглашению советских властей приезжал помогать восстанавливать завод. В 1928 году уехал в Австрию. Он оставил очень крупное состояние. В 70-х годах "Известия" дали объявления о розыске его наследников. И хотя им причиталась всего 32-я часть наследства, полученная сумма была значительной и повлекла большой раздор среди потомков. Был и третий сын Эрих, о судьбе которого сведений не сохранилось.

В 1936 году по инициативе наркома пищевой промышленности А. И. Микояна, занимавшего этот пост в 1934—1936 годах,
был организован конкурс на лучшие марки советского пива. Пиво Куйбышевского завода получило высшую оценку и было рекомендовано к повсеместному производству. Этой маркой было Венское пиво, которое и переименовали в Жигулевское. Пльзеньское пиво было переименовано в Рижское, Мюнхенское (темное) в Украинское, Экстрапильзень в Московское.

В 1880 году, когда началось строительство Жигулевского завода, в Ставрополь приезжает швейцарец Вацлав Салнс, принявший российское подданство. В архиве сохранилось прошение о разрешении открыть пивоваренный завод у северного отвершка речки Желобовки, к чему прилагался проект завода, выполненный городским архитектором Прокопцом и инженером Адамовичем.
В Ставрополе пивоварением занялся в 1827 году Корней Чернов, построивший пивоварню в верховьях речки Мамайки. Его дело развили Анненков и Ермолов. В 1865 году Иван Месинов строит пивоваренный завод на Госпитальной улице, здание которого сохранилось.

Но с приездом Салиса пивоварение в Ставрополе получило новое развитие. Его завод был построен в глубине двора на Театральной улице. Образованная фирма "Салис" быстро завоевала популярность у потребителей качеством продукции.
Новый хозяин фирмы чех Карл Эрнестович Префет еще более развил деятельность предприятия, освоил новые марки пива. На Театральной улице он возводит каменный терем ресторана "Биржа" и летний бар-павильон с каменными узорчатыми воротами. С рекламной целью Префет установил около павильона котел, в котором посредством подведенного газа, на глазах у публики варил с хмелем полученное из солода сусло. Из кованого декорированного бродильного чана с отстойником напиток разливался в литровые баварские кружки. Каменные ворота и здание "Биржи" сохранились.

Пиво фирмы "Салис" на Российской сельскохозяйственной выставке в Таганроге получило Большую Золотую медаль, такую же высшую награду получило в Берлине. Сильную конкуренцию фирме "Салис" составляли два других пивзавода в городе — А. О. Груби и М. П. Алафузова, продукция которых "за отличное достоинство... получила высшие награды на заграничных выставках в Париже, Брюсселе и Мадриде".

Развитию пивоварения в Ставрополе помешала революция 1917 года. Завод Салиса возродился в период нэпа, затем был национализирован и перепрофилирован для производства фруктовых вод, и в советский период был позже полностью разобран.
В России многие губернские города пополняли казну в основном от продажи вина, спирта, пива и меда. И что касалось пития, в частности пива, было строго определено законом.