Хлеб
С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. По свидетельству одного из древнейших письменных памятников, "Домостроя", во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба.
В этих примитивных пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками. Кроме хлебников, занимающихся, как мы бы теперь сказали, "промышленным хлебопечением", хлеб выпекали в каждом доме, и выполняли эту работу обычно женщины. "Домострой" указывает, что для приготовления хлеба мастера обязаны были знать, "как муку нужно сеять, сколько может получиться высевков при этом, как приготовить квашню теста, замесить его, как куски теста валять и испечь их, сколько надо брать муки на приготовление нужного количества хлеба".
В XI столетии на Руси выпекали кислый, т.е. сброженный, хлеб из ржаной муки. Производство ржаного хлеба было большим искусством, оно основывалось на применении специальных заквасок, или квасов, секрет приготовления которых держался в строжайшей тайне и передавался из поколения в поколение. Кроме ржаного хлеба в монастырских пекарнях на Руси выпекали просфоры и хлеб из пшеничной муки, сайки, калачи и другие хлебные изделия. В летописях X–XII вв. упоминаются "хлебы чистое зело", "хлебы с медом, маком, творогом", ковриги, разнообразные пироги со всевозможной начинкой, являющиеся непременной частью праздничного стола. Как следили за качеством хлеба. В XVI в. пекари на Руси уже подразделялись на хлебников, калачников, пирожников, пряничников, блинников и ситников, составляя значительную часть городских ремесленников. Они выпекали ржаной и пшеничный хлеб разных сортов, булочные изделия, пироги, пряники.
В городах Московского государства в XVI–XVII вв. был установлен правительственный контроль за ценами в розничной хлебной торговле и за качеством продававшихся хлебных изделий. Царский указ 1626 г. "О хлебном и калачном весу" утверждал порядок установления цен на 26 сортов хлеба из ржаной муки и на 30 сортов – из пшеничной. Для наблюдения за точным выполнением этого указа и соблюдением установленных цен на хлеб назначались на рынки и торжки хлебные приставы, или целовальники, которые обязаны были "…ходить в Кремле, Китай-городе, Белом каменном городе, по улицам, переулкам и малым торжкам и взвешивать хлебы ситные, решетные и калачи тертые и коврижечные мягкие". Этот контроль за соблюдением цен и качеством хлеба распространялся не только на профессиональных пекарей, но и на всех жителей, имеющих какое-либо отношение к выпечке или продаже хлеба.
При Петре I были установлены еще более строгие законы, регламентирующие цены на хлеб и определяющие наказания за их нарушение. В порядке общественной повинности к контролю широко привлекали выборных посадских людей. Участие в таком контроле считалось делом почетным, им занимались богатые купцы, дворяне, начальники стрелецких полков. Они имели право осматривать пекарни, хлебные лавки, штрафовать нарушителей правил производства и продажи хлеба. Хлебные избы и дворцы. В XVII в. в Москве работали большие по тем временам пекарни. Их называли хлебными избами. До нас дошло описание такой избы, расположенной на одной из московских улиц, в районе нынешнего проспекта Калинина. Здесь в четырех печах выпекались пшеничные караваи, калачи, ржаные буханки. В особой печи пекли пироги и ватрушки. Наиболее крупной была хлебная изба в Измайлове, которая принадлежала царскому двору и именовалась хлебным дворцом. Большие пекарни работали также в русских монастырях.
Хлеб-батюшка. С древнейших времен к этому продукту человеческого труда – хлебу нашему насущному – люди относились по-особому. Его сравнивали с золотом, солнцем, самой жизнью. Недаром у многих народов в древности хлеб, как солнце и золото, обозначался одним символом – кругом с точкой посередине. Хлеб берегли, в честь хлеба слагали гимны, хлебом встречали самых дорогих гостей. Во все времена неуважение к хлебу приравнивалось к самому страшному оскорблению, какое можно нанести человеку. Детей учили ценить и беречь кусок хлеба как самое большое на земле богатство.
О хлебе в народе говорили как о живом существе – хлеб-кормилец, хлеб-батюшка. Так же, как к хлебу, испокон веков относился народ и к труду тех, кто создавал его.
Нормы для взрослого человека, не занятого физическим трудом, – примерно 300–350 г хлеба в день, однако это количество может меняться в зависимости от возраста, вида деятельности человека, массы тела, индивидуальных особенностей организма, количества и состава других продуктов, входящих в рацион питания. Для людей, занимающихся спортом, физическим трудом и другими нагрузками, норма потребления хлеба выше.
Специалисты в области науки о питании рекомендуют составлять свой хлебный рацион с учетом необходимости потребления как ржаного, так и пшеничного хлеба. Что касается того, какой именно хлеб потреблять, то это главным образом дело вкуса, для здорового человека нет ограничения в выборе хлебных изделий.
Недавно итальянские специалисты обнаружили одно очень интересное свойство хлеба. Оказывается, входящие в его состав компоненты образуют во рту человека особую среду, которая препятствует размножению бактерий, вызывающих кариес. Корочка же служит неким абразивом, с помощью которого очищаются зубы. Долго хранить хлеб нельзя, он теряет не только свой вкус, но и полезные свойства, так что, чем быстрее он будет съеден, тем лучше. Но, конечно, аппетитные булочки и батоны мы любим в первую очередь за отличный вкус. Жаль только, что век хлебобулочных изделий не долог. И тем не менее хорошие изделия хранятся дольше. Как же определить, какая булочка качественная, а какая нет?
Особое внимание при покупке хлеба обращай на его внешний вид. Хорошая булка должна иметь правильную форму, ровную поверхность, у пшеничных сортов - ровную румяную корочку и нежный приятный (ни в коем случае не кислый) аромат. Если же булочка или батон неровной формы, мятые, приплюснутые, бледного цвета - это признак некачественного хлеба (либо он непропечен, либо изготовлен с нарушением технологии). Такой хлеб невкусный и быстро черствеет. Покупая хлеб, будь внимательна и обязательно смотри на дату его изготовления.
Все знают, что после сжатия свежий и хорошо пропеченный хлеб примет свою первоначальную форму. Если вмятина останется, наверняка в печи его передержали. Нередко продавцы обманывают своих покупателей: выдают хлеб из частных мини-пекарен за продукцию какого-нибудь известного хлебокомбината. Выяснить это нетрудно. Если взять в руки батон "частный" и "государственный", то можно почувствовать, что первый немного легче. Он излишне мягкий и довольно объемный, так как в него добавляют улучшители и разрыхлители. Это для того, чтобы ускорить процесс брожения (ведь на заводе опара замешивается не меньше чем на шесть часов, а в мини-пекарнях – на полтора). Цвет корки у "частника" бледный, пористость всегда очень крупная, а мякиш крошится. Такой хлеб быстрее плесневеет. Специалисты советуют покупать буханки весом не менее 700–800 граммов. По их мнению, чем больше вес хлеба, тем он ароматнее.
Но и после покупки хлеб требует заботы и внимания. Причем у каждого вида этого продукта свой век. Ржаной хлеб пригоден к употреблению в течение 36 часов с момента выхода его из печи. Пшеничный и ржано-пшеничный – 24 часа. Сдоба вкусна только 16 часов "с момента появления на свет". Сейчас многие предприятия предпочитают выпускать продукцию в упаковке, которая автоматически увеличивает сроки хранения вдвое. Хлеб любит комнатную температуру (не выше 25 градусов). Хлебницы периодически нужно протирать слабым уксусным раствором. Вместо хлебницы подойдет и новый полиэтиленовый пакет. Тот, кто себя не утруждает частыми походами в булочную, может держать хлеб в холодильнике.
Фото: © Depositphotos.com